Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии |
«АЗБУКА ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА»
[ · Скачать удаленно (136 КБ) ] | 09.02.2013, 01:11 |
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»» «АЗБУКА ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА» Автор – Голоколосова Е.С. Педагог, реализующий программу – Голоколосова Е.С. Уровень программы – 1 Цель программы – обучение общению с различной аудиторией искусством звучащего слова в жиз-ни и в условиях сценического выступления; развитие творческой личности. Срок реализации – 1 год. Возраст обучающихся – 6-10 лет. Количество часов по годам обучения – 144 часа. Недельная нагрузка и режим занятий – 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа).
«Ребёнок – это свобода, стремящаяся найти закон и порядок; здесь и лежит основа творческой мощи детей и творчества как такового». Валентин Непомнящий Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность. Данная программа является переработанной программой Е.С. Голоколосовой «Искусство художественного чтения» - М.: МГДД(Ю)Т, 1999. Актуальность и педагогическая целесообразность. Поскольку в общем среднем образовании подобной дисциплины нет, а значимость её для развития и формирования обучающихся велика, педагогическая целесообразность в обучении подобной дисциплине очевидна. В процессе работы над репертуаром обучающемуся необходимы дополнительные знания об авторе произведения, истории его написания. Отличительные особенности программы: В системе дополнительного образования существует ряд образовательных программ по художественному чтению. Программа «Художественное чтение»1, вышедшая в 1981 году и одобренная Министерством просвещения СССР, является примерной типовой программой. Она носит обобщённый характер работы с группой. Программа «Студия художественного слова» Р. Вейс2 основана на традиционных педагогических методологиях для внешкольных учреждений. Программы: «Великая радость творчества»3 и «Сценическая речь (с учётом особенностей детского голосообразования»)4 сориентированы на преподавание сценической речи в качестве дополнительной дисциплины к курсу актёрского мастерства, а не самостоятельной. Особенность данной программы - индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных и психофизических особенностей. Программа состоит из 3-х разделов: «Открытие себя как биологического явления»; «Открытие в себе способностей к творчеству»; «Открытие мира». Цель: обучение общению с различной аудиторией в жизни и в условиях сценического выступления; развитие творческой личности. Задачи: обучающие: - обучить основам бытовой и сценической культуры; - обучить приёмам сосредоточения внимания; - обучить основам владения артикуляцией и внятной речью; - обучить приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического выступления и в жизни; развивающие: - развивать фонематический и речевой слух ребёнка; - развивать чувство ритма детей; - развивать кругозор ребёнка в области словообразования, литературы, искусства и истории; - развивать способность ребёнка составлять своё мнение о прочитанном и грамотно аргументировать его; - развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка; - развивать способность к образному мышлению; - развивать понимание внимательного и бережного взгляда на окружающую жизнь; - развивать грамотное отношение к чтению. воспитательные: - воспитывать гуманность и честность во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром; - воспитывать желание быть, а не казаться; - прививать любовь к книге. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год. Возраст обучающихся - от 6 до 10 лет. Количество детей в группе - 12 человек. Формы и режим занятий. Количество часов в год - 144 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия проводятся в форме групповых. Для реализации программы используются: практические занятия, теоретические занятия, игры, дискуссии, репетиции, праздники, конкурсы и турниры, концертные выступления, экскурсии. В пределах одного занятия виды деятельности меняются, что способствует удержанию внимания, и позволяет избежать переутомления. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности К концу обучения дети будут знать: - понятия: хорошая дикция, активный артикуляционный аппарат, творческое внимание; -возможности своего голоса; - собственные речевые и голосовые возможности и недостатки; - о процессе работы над художественным произведением - от осмысления написанной мысли к озвучиванию её. уметь: - сосредоточивать внимание на главном; - воспроизводить слышимое, определять логические и действенные различия в человеческой речи, - сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в их жизни словесные действия, - убедительно передавать простейшие видения; - работать с учебной и репертуарной тетрадями; - общаться со слушателями в камерной обстановке; - задумываться о поступках литературных персонажей и окружающих людей; пытаться сравнивать их с (возможными) своими поступками; При высоком уровне освоения программы обучающийся: 1 – знает и успешно выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике, упражнения на развитие голоса; 2. – знает и успешно выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма; 3. – умеет произносить одно и то же предложение с переменой логического ударения; объяснить изменения в смысле произносимого; 4. - умеет разобраться в смысле целого произведения, составить о нём своё мнение и успешно донести его до аудитории; 5. - использует полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе имеет авторитет грамотного чтеца; 6. - заинтересован в занятиях, активен и инициативен во время групповой творческой работы, своевременно, грамотно и добросовестно работает с учебной и репертуарной тетрадями. При среднем уровне освоения программы обучающийся: 1. – недостаточно хорошо знает и выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике, некоторые упражнения на развитие голоса; 2. – знает, но недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма; 3. – допускает ошибки при произнесении одного и того же предложения с переменой логического ударения; путается при объяснении изменения в смысле произносимого; 4. - умеет разобраться в смысле целого произведения, имеет о нём своё мнение, но не убедителен при донесении его до аудитории ; 5. - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе не знают о его занятиях, т.к. он не выступает там со своим репертуаром; 6. - заинтересован в занятиях, но часто невнимателен, работает с учебной и репертуарной тетрадями не систематически. При низком уровне освоения программы обучающийся: 1. – плохо знает и плохо справляется с упражнениями по артикуляционной и дикционной гимнастикам, с упражнениями на развитие голоса; 2. –не очень хорошо знает и недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма; 3. – не справляется с произнесением одного и того же предложения с переменой логического ударения; не ориентируется в изменениях в смысле произносимого; 4. - пытается разобраться в смысле целого произведения, но не имеет о нём своего мнения и не убедителен при донесении его до аудитории; 5. - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; 6. – слабо заинтересован в занятиях, зависит от своего настроения, на занятиях часто невнимателен, недостаточно хорошо работает с учебной и репертуарной тетрадями. Формы подведения итогов реализации программы В конце обучения проходит аттестация по итогам освоения образовательной программы согласно Положению об аттестации обучающихся учебных групп, объединений и коллективов Дворца с вручением обучающимся сертификата (удостоверения, свидетельства) в форме литературно-музыкального концерта. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Дидактические материалы. При реализации программы используются: - аудио-, фоно- и видеотеки: с записями исполнения студийцев и исполнителей городского конкурса чтецов, обучающихся системы профессионального образования, учителей и семейных ансамблей «Открытая книга. Послушайте!»; с записями профессиональных мастеров художественного чтения, певцов, музыкантов для учебных и концертных целей; - репертуарная библиотека педагога «Под рукой»: специально подобранные по теме литературные тексты разного характера и жанров, написанные или составленные самостоятельно детьми, а также заимствованные; - фонд литературы по развитию кругозора: художественная, публицистическая литература, толковые, энциклопедические, этимологические и орфоэпические и др. словари; литература по искусству, истории, литературоведению; литература по другим областям знаний; периодическая литература (еженедельники «Литературная газета»; «Роман-газета» для детей). Приёмы и методы Каждое занятие содержит несколько тем из разных разделов. Основу занятия составляет обязательное практическое воспроизведение заданий педагога каждым обучающимся. В основе программы лежит педагогическая актёрская система К.С. Станиславского, теоретические труды по слову в творчестве актёра М.О. Кнебель, по художественному чтению Д.Н. Журавлёва и других мастеров, а также ряд трудов по педагогике и психологии детей разного возраста. Искусство звучащего слова (художественного чтения) - дочерняя ветвь театрального искусства. Она вполне самостоятельна, но основы у них общие. Все специалисты, работающие сегодня в этой области, вышли из «системы Станиславского», созданной Мастером в расчёте на взрослого, физически сформировавшегося человека, сознательно пришедшего на сцену или классическую литературную эстраду. Дети же про себя пока ещё ничего не знают: ни своих возможностей, ни своих пристрастий. Или могут только предполагать либо мечтать о них. Занимаясь художественным чтением, каждый ребёнок получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. В искусстве звучащего слова мы сосредотачиваем внимание будущего исполнителя, на главном существе этого произведения. Искусство звучащего слова - понятие широкое. Начиная с элементарного развития речи дошкольников, оно включает в себя сценические искусства - художественное чтение и театральное (литературные композиции и спектакли), риторику и ораторское искусство, специфику звучащего слова диктора, ведущего концерты и праздники или конферирующего их. В основе всей этой цепочки лежит владение элементами актёрского мастерства и словесным действием. Главным же материалом для занятий искусством звучащего слова во всех его ипостасях является Литература самых разных жанров - от информативных статей и высокой публицистики до лучших художественных произведений поэзии и прозы. Точный выбор произведения для работы позволяет использовать спирале- и волнообразный приёмы работы в освоении программы ребенком: возвращение к каждой теме в изменённых акцентах, больших объёмах, с более сложными творческими задачами, а также и с целью повтора, часто необходимого ребёнку для лучшего усвоения материала. Материально-техническое оснащение программы - просторная комната для занятий, праздников и свободного общения; - напольное ковровое покрытие; - шкафы и стеллажи для книг, реквизита и др. материалов; - стремянка; сценические станки, имитирующие подмостки и проч. - инвентарь для работы над книгой по её изучению и ремонту; - телевизор и радиоприёмник; - анатомический атлас; - комплект петрушечных кукол; - комплект «шумовых» и ударных инструментов малого размера (ложки, тарелки, трещотки, рубель, колокольчики, треугольник, детские ксилофон и барабан, гонг, бубен, кастаньеты, марокасы, другое); - камертон; -цифровая аудио-, видео аппаратура. - поощрительные призы по итогам года, переходящие и персональные: лучшему чтецу, победителю турнира; за наивысший КПД в течение года; за лучшую самостоятельную работу; самому любознательному; самому настойчивому; самому инициативному; самому заботливому; - специальные призы за другие особые качества, проявленные в течение года. оборудование: - классная доска; - зеркало. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для педагога: 1. Артоболевский Г. В. Художественное чтение. – М.: Просвещение, 1978. 2. Власова Т.М.: Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 1996. 3. Ершова А.П. Нескучная школа. - СПб., 2004. 4. Журавлев Д. Н. Жизнь. Искусство. Встречи. - М.: ВТО, 1985. 5. Итина О. М. Выбор репертуара. - М.: Искусство, 1969. 6. Итина О. М. Единого слова ради. - М.: Советская Россия, 1985. 7. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. - М.: Искусство, 1976. 8. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977. 9. Моргунов Б. Г. Законы звучащей речи. - М.: Советская Россия, 1986 10. Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. - М.: Советская Россия, 1969 11. Розовский М. Самоотдача. - М.: Советская Россия, 1976 12. Савкова З. Как сделать голос сценическим. - М.: Советская Россия, 1978 13. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч.1 и 2. - М.: Искусство, 1951 14. Студия художественного слова. Сост. Р.В. Вейс - М.: ВЦХТ, 2002. 15. Яхонтов В. Театр одного актёра. - М.: Искусство, 1958 для обучающихся и их родителей: 1. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. - М., 1989. 2. Бизам Д., Герцег Я. Многоцветная логика. - М.: Мир, 1978. 3. Богуславская З.М., Смирнова О.Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. 4. Венгер Л.А., Дьяченко О. М. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. 6. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М.: Просвещение, 1981 7. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1989. 8. Дюнн М. Все о детской вечеринке. - М.: Центр «ПРО», 1995. 9. Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М., 1994 10. Занимательное азбуковедение. Сост. В.В. Волина. - М.: Просвещение, 1991 11. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М.: Просвещение, 1990 12. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. - М., 1991 13. Корчак Я. Как любить детей. - М.: Знание, 1968. 14. Кэрролл Л. Логическая игра. - М.: Наука, 1991 15. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1990 16. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. - М.: Просвещение, 1991 17. Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986 18. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений. - М.: Аквариум, 1996 19. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М., 1975. 20. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988 21. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. //В кн. Пушкин. Избранные работы 1960-х –1990-х гг. в 2-х т. Т.1. - М.: Жизнь и мысль, 2001. 22. Найдёнов Б.С.и др. Методика выразительного чтения. - М.: Просвещение, 1977 23. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974 24. Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1980. 25. Практикум по выразительному чтению. - М.: Учпедгиз, 1960 26. Развесёлый разговор. Музыкальные скороговорки. - М.: Музыка, 1994. 27. Родари Д. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1978. 28. Розенталь Д. Э. Культура речи. – М.: Изд. МГУ, 1964. 29. Соловейчик С. Час ученичества. - М.: Детская литература, 1972. 30. Соловейчик С. Учение с увлечением. - М.: Детская литература, 1976. 31. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. - М.: Просвещение, 1983 32. Смирнов В.Ф., Чирва А.Н. Путешествие в страну тайн. - М.: Новая школа, 1993 33. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: Просвещение, 1991 34. Тучнин М.П. Как задать вопрос. - М.: Просвещение, 1993 35. Шишкина В.А. Движение + Движения. - М.: Просвещение, 1992 36. Штейнер Р. Воспитание к свободе. – М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1993 37. Эйнон Д. Творческая игра от рождения до 10лет. - М.: Педагогика-Пресс,1995 38. Яковлев В., Гриневский А. Игры для детей. - М.: Сфера, 1993 39. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. - М.: Детская литература, 1990. |
|
|
|
Просмотров: 1364 | Загрузок: 338 | Рейтинг: 5.0/2 |