Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по декоративно-прикладному творчеству |
[ · Скачать удаленно (174 КБ) ] | 08.02.2013, 23:23 |
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»» «ГОБЕЛЕН» Автор – Молчановская Е.В. Педагог, реализующий программу – Молчановская Е.В. Уровень программы – 1 Цель программы – обучение основам искусства изготовления гобелена, развитие интереса к народ-ному творчеству. Срок реализации – 2 года. Возраст обучающихся – 7-15 лет Количество часов по годам обучения – 1 вариант - 36 часов; 2 вариант - 144 часа. Недельная нагрузка и режим занятий – 1 вариант: 1 час (1 раз в неделю 1 час) 2 вариант - 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-м Программа обобщает многолетний опыт работы педагогов студии декоративно–прик Гобелен – это текстильная картина, выполненная гладким или ворсовым переплетением, имеющая традиционную форму прямоугольника и выполняемая в технике паласного переплетения, иногда в сочетании с ворсом, сумахом, ажурным переплетением. Гобелены берут свое начало от настенных гладких ковров-шпалер, которые появились в Европе во времена крестовых походов. Одна из первых шпалерных мануфактур в Париже заняла помещение мастерской красильщиков по фамилии Гобелен, и это имя распространилось на вырабатываемые ею шпалеры. Огромное влияние на художников-гобел Гобелены несут в себе вековые традиции художественной культуры, воплощенные в передающихся из поколения в поколение образах, символах, цветовых сочетаниях. Передавая сегодняшним детям наивные (с высоты 21 века) секреты древней техники, педагог формирует эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прик Актуальность и педагогическая целесообразность Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства гобелена. Никакие достижения цивилизации не могут заглушить потребность в творчестве, удивление ребенка перед возможностью создания высокохудожестве В программе в виде эксперимента применяются новые материалы: синтетические волокна, нетканые материалы. Применение подобных материалов привносит неожиданный эффект в готовые изделия. Такой экспериментально Отличительные особенности программы В данной образовательной программе использованы некоторые материалы типовых программ, но они творчески переработаны и имеют существенные отличия: в типовой программе «Ручное ткачество»1 материал по искусству гобелена был изложен только в отдельном разделе и не охватывал всех аспектов, представленных в данной образовательной программе; приемы ткания гобелена частично взяты из типовой программы «Ручное ковроделие»2, но дополнены авторскими разработками. Отличие настоящей программы от программ близкого профиля заключается в том, что программа не ограничивается постановкой одной узкопрактической задачи обучения технике гобелена. В ней решается одновременно целый комплекс задач: создание авторского эскиза, обогащенного разными вариантами колорирования; использование большого количества разнообразных техник, например, ткацких узлов, что позволяет по одному эскизу выполнять несколько вариантов гобеленов. Особенностью данной образовательной программы является возвращение к принципам средневекового ткачества: невысокой плотности, ограниченной цветовой гамме, монументальности и декоративности композиции, выразительному языку символов. Своеобразием программы также можно считать соединение средневековых канонов с технологическими возможностями новых материалов. Цель программы: обучение основам искусства изготовления гобелена, развитие интереса к народному творчеству. Задачи обучающие: ■ ознакомить с историей изготовления гобеленов; ■ дать основы знаний по изготовлению гобеленов; ■ дать знания по технологии использования наиболее выразительных и интересных узлов для выполнения гобеленов; ■ сформировать представления о декоративной, плоскостной композиции для гобеленов; ■ дать знания по анализу готового изделия на основе законов композиции и цветоведения; развивающие: ■ развить интерес к народному творчеству; ■ сформировать художественный вкус; ■ развить мелкую моторику рук; ■ развить умения и навыки самостоятельного выполнения и оформления гобеленов; ■ развить коммуникативные навыки; воспитательные: ■ создать комфортную психологическую атмосферу для занятий гобеленом в коллективе; ■ воспитать усидчивость, трудолюбие, способность доводить начатую работу до конца; Сроки реализации программы Программа рассчитана на 2 года обучения. Количество часов в год -1 год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа) и 36 часов (по просьбе родителей, в связи с повышенной загруженностью детей в школе - 1 раз в неделю по 1 часу - по отдельному УТП). 2 год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа) и 36 часов - 1 раз в неделю по 1 часу по отдельному УТП. Возраст детей: от 7 до 15 лет: 7-10 лет - первый год обучения; 10-15 лет - второй год обучения. Количество обучающихся в группах первого года обучения-12 чел. Количество обучающихся на втором году-10 чел. Формы и режим занятий В процессе обучения используются следующие формы занятий: беседы, практические и теоретические занятия в учебном классе, зарисовки на природе, экскурсии. Занятие, как правило, имеет следующую структуру: ■ краткое повторение пройденного материала; ■ изучение новой темы, работа с литературой; ■ практическая часть по исполнению гобеленов; ■ просмотр работ, обсуждение результатов занятия, подведение итогов; ■ уборка помещения. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Обучающиеся к концу первого года обучения будут знать: ■ историю шпалер и гобеленов; ■ основные виды узлов; ■ основные виды волокон, используемых в ткачестве; уметь: ■ выполнять основные приемы переплетений, применяемых при создании гобеленов; ■ оформлять собственную выставочную работу; ■ подбирать эскиз для гобелена; ■ самостоятельно доводить начатую работу до конца; ■ позитивно взаимодействоват В результате второго года обучения дети будут знать: ■ историческую специфику техник гобелена; ■ современных мастеров гобелена; ■ наиболее известные гобелены в музеях мира; ■ виды и свойства ниток; ■ свойства натуральных и синтетических материалов, пригодных для гобелена; ■ основы композиции; уметь: ■ колорировать авторский эскиз; ■ применять наиболее подходящие приемы ткачества для своего эскиза; ■ подобрать подходящие виды узлов для более выразительного отражения художественного замысла; ■ выстроить грамотную, гармоничную композицию в цвете; ■ выполнить технический рисунок; ■ самостоятельно изготовить гобелен; ■ слаженно работать в коллективе; ■ оказывать теоретическую и практическую помощь друг другу. /// Техническое оснащение программы Для успешной реализации программы необходимы такие условия: соответствующее помещение, освещение каждого рабочего места; нитки льняные разных оттенков для основы; шерстяные разных оттенков для утка; бумага (ватман); цветная бумага; клей-карандаш; кисти искусственные, колонок №2,№5, №10; краски, гуашь; линейка металлическая метровая; циркуль; деревянные рамы по 50/60 см, по 60/80; ножницы. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для педагогов: 1. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейск 2. Бирюкова Н.Ю. Французские шпалеры 15-18 века в собрании Эрмитажа.- Л., 1974. 3. Дворкина И. Гобелен за десять вечеров.- М., 2006. 4. Западноевропейск 5. Искусство ансамбля.- М., 1988. 6. Кибалова Л. Гобелены. Ковры.- Прага, 1980. 7. Ковры и гобелены в собрании Государственного Исторического музея. Альбом. – М., 1986. 8. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.- М., 1981. 9. Кума Х. Мари Адамсон. - М., 1991. 10. Миронова Л.Н. Цветоведение. - Минск, 1984. 11. Неймышева Л.Г. Декоративно-прик 12. Пинкус С. Юозас Бальчиконас.- М., 1974. 13. Прокофьев В.Н. Шесть веков французской шпалеры.- М., 1995. для обучающихся: 1. Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура. Альбом.- Л., 1975. 2. Савицкая В.И. Превращения шпалеры. - М., 1995. 3. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве.- Киев, 1988. 4. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей.- М.-Л., 1934. 5. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву.- М., 2002. 6. Стриженова Т., Гиви Кандарели. Гобелен. Альбом.- М.,1981. 7. Стриженова Т., Рудольф Хеймрат. Гобелен. Альбом. - М., 1984.
1 Ручное ткачество. Программы для внешкольных учреждений и общеобразователь
2 Там же, С. 18.
3 Ковры и гобелены в собрании Государственного Исторического музея. Альбом. – М., 1986. Стриженова Т., Гиви Кандарели. Гобелен. Альбом.- М.,1981. Стриженова Т., Рудольф Хеймрат. Гобелен. Альбом. - М., 1984.
|
|
|
|
Просмотров: 2920 | Загрузок: 389 | Рейтинг: 0.0/0 |