Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по декоративно-прикладному творчеству |
[ · Скачать удаленно (387 КБ) ] | 08.02.2013, 22:45 |
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»» «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ» Автор – Скворцова И.Н. Педагог, реализующий программу – Скворцова И.Н. Направленность – художественно-эстетическая, с элементами культурологической направленности. Уровень программы – 2 Цель программы - раскрытие творч. потенциала ребенка посредством занятий художественным вя-занием, создание условий для самореализации личности, ее проф. самоопределения. Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 8-17 лет. Количество часов по годам обучения – 1 и 2 года – 144 часа; 3 год – 216 часов. Недельная нагрузка и режим занятий – 1 и 2 года - 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа); 3 год - 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Художественное вязание» разработана на основе многолетнего опыта работы1 и составлена в соответствии с комплексной программой Центра художественного образования «Наша Земля – наше наследие», Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Программа имеет художественно-эс Вязание – прекрасное древнее, но вечно не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Традиционный вид русского вязания – узорное (орнаментное) вязание встречается в народном костюме не только русского народа, но и практически у всех народов, населяющих Россию. Эта область традиционного народного искусства живет и развивается и в наши дни. В последнее время мы вернулись к традиционным геометрическим узорам, к праздничной многоцветности народного искусства: деревенские рукавички и чулки (гетры), шапочки, шарфы завоевали современную моду. Узорное вязание на спицах – рукоделие наших бабушек и прабабушек – одна из немногих традиций народного искусства, которое сохранилось до наших дней. Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству художественного вязания, основываясь на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствовани Программа «Художественное вязание» предлагает посредством рукоделия, а именно, вязания, повернуться к сути традиционной славянской культуры и предусматривает овладение всеми видами художественного вязания - вязание крючком, спицами и на бытовой вязальной машине. Для формирования художественного мировоззрения ребенка важно знакомство с народным искусством, народными традициями семьи, которая являлась основой для формирования и сохранения особенностей быта и поведения людей предшествующих поколений. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а «… человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определять свое место в мире, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем».2 Вязание, как вид декоративно-прик Необходимо показать ребенку особенности, непосредственную связь художественного вязания с другими видами декоративно-прик Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры. Знакомство детей в процессе обучения с основными видами декоративно-прик В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству – это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить ее к природе как «началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции, сблизить культуры» и обрести «планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к человеку».3 Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам способствует не только привитию, совершенствовани Цель программы – раскрытие творческого потенциала ребенка посредством занятий художественным вязанием, создание условий для самореализации личности, ее профессиональног
Задачи: Обучающие (включение в познавательную деятельность, приобретение основных знаний, умений и навыков в рамках данной программы по художественному вязанию): ● ознакомление с историей художественного вязания и традициями русского узорного вязания; ● раскрыть значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прик ● обучение техническим приемам вязания крючком, спицами, на бытовой вязальной машине; ● познакомить обучающихся с законами цветоведения и колористики; ● познакомить обучающихся с основными принципами построения декоративной композиции; Воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме): ● воспитание уважения к культурному наследию своего народа; привитие интереса и любви к художественному вязанию, как виду художественного творчества; ● содействие гармоничному развитию личности, совершенствовани ● воспитание терпения, воли, трудолюбия в достижении цели; ● воспитание стремления к самостоятельному творчеству; ● создание комфортного психологического климата в коллективе, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению. Развивающие (развитие личностных свойств: самостоятельност ● развитие интереса к народному и декоративно-прик ● развитие творческих способностей и стремления обучающихся к творческому познанию и самовыражению; ● развитие у обучающихся художественного образа, в том числе внимания, памяти, фантазии, воображения; ● способствовать формированию у обучающихся интереса к исследовательско ● развитие коммуникативных качеств, обеспечивающих совместную деятельность в группе. Существующие программы по вязанию4, в основном, направлены на профильное обучение, на обучение техническим приемам вязания и, как правило, на использование готовых узоров и выкроек (из различных журналов: «Бурда Моден», «Верена», «Сабрина», «Диана» и пр.). В этих программах недооценивается ориентация на общечеловеческие ценности и социальное воспитание обучающихся, использование национальных культурных традиций. Отличительные особенности программы: 1. Содержание программы сформировано на пересечении двух направленностей – художественно-эс 2. Программа предусматривает овладения всеми видами художественного вязания (вязание спицами, вязание крючком, вязание на бытовой вязальной машине) и рассматривает художественное вязание как часть материальной и духовной культуры общества, как средство для раскрытия понятия красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и отражения окружающего мира, использования национальных культурных традиций. 3. Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориент 4. Программа построена на широком использовании экспедиционной деятельности (выезды в экспедиции 2-3 раза в год, согласно теме года студии). 5. Отличительной особенностью программы является также активное использование учебно-исследова Возраст детей. Программа рассчитана на детей от 8 до 17 лет: 8-11 лет – первый год обучения; 12-14 – второй год обучения, 15-17 – третий год обучения. В возрасте 8-10 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого – во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий эмоциональный отклик у ребенка. Важный путь познания и освоения ребенком окружающего мира, неустанная работа воображения, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых стилизованных композиций. Детям младшего возраста трудно сосредоточиться на однообразной и мало привлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы переключения внимания, что предупреждает переутомление. Возрастная группа 12-14лет. В этот период происходит бурное психофизиологиче У обучающихся 15-17-лет уже формируются профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, утверждается самостоятельност Наполняемость учебной группы: 1-й год занятий – 12 человек; 2-й год занятий – 10 человек; 3-й год занятий – 6-8 человек, что оптимально для проведения индивидуальной работы с детьми. В коллектив принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного отбора, не всегда имеющие опыт и навыки вязания, обладающие какими-либо художественными способностями или просто дети, которые имеют желание заниматься по данному профилю. Сроки реализации программы Программа рассчитана на 3 года обучения. Общий объем реализации программы - 504 часа: 1-й год 144 ч., 2-й год – 144ч., 3-й год – 216 ч. в неделю. При этом на втором году обучения значительное внимание уделяется учебно-исследова Режим занятий. Занятия учебных групп художественного вязания проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с 10-15-минутными перерывами каждый час; на третьем году обучения – по 3 часа в 2 раза неделю (по подгруппам). Формы занятий. В процессе занятий используются следующие формы проведения занятий: комбинированное учебное занятие, экскурсии (посещение музеев, выставочных залов, трикотажного производства, художественных промыслов Москвы и Подмосковья), экспедиции, занятия-праздник Прогнозируемые результаты и способы их проверки Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы. В результате первого года обучения дети будут знать: ☺ правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами, утюгом; ☺ общие сведения по истории вязания; ☺ основные виды декоративно-прик ☺ основные технические приемы вязания крючком и спицами; ☺ необходимые материалы и оборудование для ручного вязания; ☺ основные этапы изучения цвета, классификацию цветов спектра (главные и промежуточные, холодные, теплые, нейтральные, пограничные, ахроматические, хроматические цвета); ☺ основные художественные промыслы Москвы и Подмосковья; ☺ основные традиционные центры художественного вязания в России (Архангельская, Псковская, Коми-Пермяцкая области, Мордовия, Ингушетия и др.); ☺ основные виды и типы орнаментов; ☺ условные обозначения и несложные схемы вязания. уметь: ☺ подобрать необходимое оборудование и материал для работы; ☺ производить расчет петель для вывязывания несложного изделия; ☺ пользоваться схемами вязания (условные обозначения); ☺ вывязывать несложные узоры крючком и спицами; ☺ составлять орнаментальную полосу; ☺ вывязывать орнамент согласно схеме (2-3 цвета); ☺ вышивать орнамент по петлям; ☺ выполнять работу средней сложности (вязание шарфа, шапки, варежек, носков); ☺ оформить готовое вязаное изделие (кисти, помпоны, кайма и пр.); ☺ организовать и содержать в порядке свое рабочее место; ☺ отпаривать готовое трикотажное изделие; также у обучающихся будут сформированы и закреплены личностные качества: ☺ усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего результата; ☺ умение работать в коллективе; ☺ взаимопомощь. В результате второго года обучения дети будут знать: ☺ все виды ручного вязания (вязание спицами, крючком, длинным крюком, на вилке); ☺ основные трикотажные швы; ☺ основные законы цветоведения и колористики; ☺ основные приемы вязания трикотажных изделий по выкройке; ☺ основные художественные промыслы России (и особенно региона России согласно теме года студии); ☺ русский народный костюм различных регионов России; ☺ основные приемы декоративного оформления трикотажных изделий (карманы, воротники, манжеты, планки и пр.); ☺ орнамент народов России, основные символы и их обозначение; ☺ основные правила вязания изделия по выкройке; уметь: ☺ вязать предметы одежды по выкройке; ☺ соединять детали изделия; ☺ полностью выполнять расчет задуманного изделия, согласно выбранному узору и пряже; ☺ проводить тепловую обработку и стирку изделий из трикотажа; ☺ вывязывать сложные рельефные и орнаментальные узоры (4-6 цветов); ☺ вести учебно-исследова Получат дальнейшее развитие личностные качества: ☺ уважительное отношение к народному искусству; ☺ отзывчивость, взаимопомощь; ☺ умение адекватно реагировать на проявление зависимого поведения среди подростков; ☺ интерес к творческому познанию (учебно-исследов В результате третьего года обучения дети будут знать: ☺ технику безопасности при работе на бытовой вязальной машине; ☺ основы вязание на бытовой вязальной машине (однофантурная типа «Северянка», «Нева», «Сильвер»; двухфантурная вязальная машина «Нева-5» с приставкой «Ладога-4», «Бразер»); ☺ основные приемы вязания на бытовой вязальной машине (прессовые переплетения, фанговые узоры, частичное вязание и пр.); ☺ особенности расчета петель для вязания на машине; ☺ особенности соединения деталей изделия на бытовой вязальной машине; ☺ основы составления орнаментального узора на перфокарте (набивка перфокарты); ☺ основные законы композиции; уметь: ☺ вывязывать основные прессовые, плотные, ластичные, фанговые, рельефные, ажурные переплетения на бытовой вязальной машине; ☺ вывязывать различные изделия на бытовой вязальной машине; ☺ выполнять все виды трикотажных швов (вертикальные, горизонтальные, кеттельные), соединять детали изделия на бытовой вязальной машине; ☺ набивать несложные жаккардовые узоры на перфокарту; ☺ вывязывать жаккардовые узоры на машине; ☺ создавать авторские изделия (модели одежды, предметы украшения интерьера, быта и пр.), ☺ выразить свою индивидуальность в создании трикотажных изделий; ☺ оказывать практическую помощь младшим обучающимся; Развитие личностных качеств: ☺ внимательность к окружающим и готовность прийти на помощь; ☺ умение воспринимать критику; ☺ способность к оценке своих изделий и видению перспектив своего развития. Способы проверки результатов обучения. В соответствии с указанной выше дифференциацией ожидаемых результатов разработана таблица основных параметров, измеряемых по 10-ти балльной системе (Приложение 1)5, помогающая наглядно представить набор основных знаний, умений и навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения программы и систему личностных качеств, которые желательно сформировать у ребенка в процессе обучения. А также на каждого ребенка заводится индивидуальная карта освоения образовательной программы (Приложение 2). Карта заполняется ежегодно – в начале и в конце учебного года. Формы подведения итогов реализации программы. Эффективность образовательного процесса оценивается по сформированности духовно-нравстве ☻ входного контроля (тесты, опрос); ☻ промежуточной аттестации (мини-выставки творческих работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в конкурсах); ☻ итоговой аттестации – защиту учебно-исследова Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в процессе обучения и подвигают многих продолжить свое обучение в специализированн Результаты деятельности обучающихся фиксируются в удостоверения или свидетельства, которые получает ребенок после окончания курса художественного вязания ( в соответствии с Положением об аттестации обучающихся в МГДД(Ю)Т). /// МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Программа предусматривает последовательное с учетом усложнения технологического процесса формирование у обучающихся полного представления о предмете и возможностях его творческого осмысления. Занятия проходят в предметно-практи Занятия, большей частью, проходят в комбинированной форме: теоретические вопросы раскрываются в цикле бесед о многовековых традициях культуры и быта народа различных регионов России, лекций, показа большого иллюстративного и фото материала; подборки информации, собранной детьми и педагогами в экспедициях; просмотра работ из фонда коллектива художественного вязания; практическая часть - это знакомство с технологией вязального промысла; знакомство с основными техническими приемами вязания; проработка узоров, выработка навыков художественного вязания, чтение схем узоров и их самостоятельное вывязывание, художественная отделка изделия. Развитие ребенка идет через овладение конкретными приемами практической деятельности, то есть зачатками мастерства, включает его в качественно новые отношения с обществом. Практическая часть – это и домашние задания, но начинают выполнять их дети совместно с педагогом на занятии. В процессе занятий очень важна доброжелательная творческая атмосфера, когда каждый может высказаться вслух, не боясь, что его засмеют или раскритикуют. Доброжелательнос Освоение ребенком практических навыков вязания, разделов «Технические приемы вязания крючком, спицами, на бытовой вязальной машине» создает базовую основу для создания творческих работ высокого уровня. В программу отдельно включен раздел «Экспедиции». Вся деятельность студии декоративно-прик Экспедиция – это и своеобразная проверка деятельности педагога, где хорошо видны результаты воспитательной работы. В экспедиции убеждаешься, что учить надо так, чтобы у ребенка возникло желание к самообразованию, самостоятельному добыванию знаний, материла для творческой работы. Огромное значение для развития личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими обучающимися в группе и в коллективе в целом. В программе это учитывается через осуществление коллективных выходов в экспедиции, музеи, театры, осуществление коллективных творческих работ (проектов). Развивается чувство ответственности, сопричастность общему делу. Большое значение в программе уделено разделу «Декоративно-при В работе над выставочными изделиями можно выделить три основных этапа: - создание эскиза будущих изделий; - использование традиционного орнамента в украшении изделия; составлении орнаментального узора; - выполнение изделия в материале.9 Этапы равнозначны в создании итоговой творческой работы – создание коллекции трикотажных изделий (одежды, для украшения интерьера и др.). Для реализации данной программы используются следующие принципы обучения: ▪ наглядность; ▪ единство воспитательной и образовательной целей (не только познание, но и воспитание нравственных и эстетических чувств); ▪ активность и самостоятельност ▪ прочное усвоение знаний, умений и навыков; ▪ доступность; ▪ систематичность и последовательнос ▪ учет индивидуальных способностей ребенка. Используемые на занятиях методы обучения: ☼ иллюстративно-ре ☼ репродуктивный (копирование элементов традиционного орнамента, выполнение отдельных элементов изделия по образцу (образцы вязки); ☼ групповой (разработка творческих коллективных работ – одного изделия или коллекции изделий по заданной теме); ☼ исследовательски позволят сформировать интерес обучающихся к народной художественной культуре, развить навыки самостоятельной поисковой и творческой деятельности в создании изделий из трикотажа. Дидактический материал к программе: Для успешной реализации программы автором и педагогом по машинному вязанию разработаны наглядные и дидактические пособия: Скворцова И.Н. ● Узорное вязание. Методическое пособие. - МГДД(Ю)Т, 2001г.; ● Разработка коллекции трикотажных изделий для украшения интерьера по теме «Русский Север»; ● Орнамент художественных изделий народов Севера Сибири; ● Альбом образцов ручного вязания спицами; ● Альбом образцов ручного вязания крючком; ● Художественные промыслы Ленинградской области; ● Разработка коллекции трикотажных изделий по мотивам вышивки Тамбовской области; ● Альбом образцов вязания на однофантурной вязальной машине; Муранова Н.Н. ● Альбом «Изготовление мелковязаных изделий на бытовой вязальной машине с применением ЧВ». ●Использование традиционного орнамента Сапожковского ткачества в современном трикотаже: Методическое пособие; ● Использование орнамента вышивки русского севера в трикотаже для украшения современного интерьера. ● Альбом образцов вязания на двухфантурной машине. Кадровое обеспечение программы. Педагог дополнительного образования, владеющий многообразием техник, приемов ручного и машинного вязания, хорошо ориентирующийся в традиционном народном и декоративно-прик Материально-техн Оборудование: ☼ хорошо проветриваемо, светлое помещение с установленными стационарно бытовыми вязальными машинами и индивидуальным освещением к ним; ☼ бытовые вязальные машины для каждого обучающегося (из низ половина - двухфантурные) и дополнительные наборы игл и деккеров к ним; ☼ швейная машина; ☼ оверлок – для обработки трикотажа; ☼ кетлевальная машина; ☼ утюг с отпаривателем; ☼ гладильная доска; ☼ ручная мотальная машинка; ☼ шкафы для готовых изделий; ☼ шкафы-витрины для мини-выставок; ☼ столы и стулья; ☼ шкафы для инструментов и материалов. Материалы и инструменты: ☼ пряжа шерстяная, полушерстяная, хлопчатобумажная для ручного и машинного вязания; ☼ спицы прямые, круговые, наборы из 5 спиц (по 4-5 штук каждого номера); ☼ крючки короткие и длинные (по 5 штук каждого номера); ☼ иглы штопальные; ☼ гуашь - зарисовки орнамента, разработка эскизов; ☼ простые карандаши; ☼ миллиметровая бумага; ☼ ластики; ☼ калька; ☼ наборы для набивки перфокарт. СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся 1. Вяжите сами./ Под ред. Величкиной Е., Колосовой Р.- М.: ФАБР, 1993. 2. Гирич В.П. 1000 узоров вязания крючком. - М.: Легпромбытиздат, 1992. 3. Кибалова Л., Гербенева Л., Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: Артия, 1988. 4. Поверина Г. Узорные рукавички.-М.: Культура и традиции, 2006. 5. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. - М.: Советская Россия, 1989. 6. Узорное вязание (из коллекции музея). /Авт.-сост. Н.Лютикова. Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народных искусств «Малые Карелы». - Архангельск, 2000. 7. Народные художественные промыслы. Энциклопедия. – М., 2000. для педагога 1. Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В. Методические основы преподавания декоративно-прик 2. Белашова М.Я., Жучкова Т.Н. Вязание на машинах. - Минск: Полымя, 1994. 3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М., АРКТИ, 2005. 4. Вассерман О. Из клубка ниток. - М., Экономика, 1964. 5. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-метод. пос. / Под ред. Т.Я.Щпикаловой, Г.А.Поровской. - М., 2000 6. Вольфганг Брун, Микс Тильне, История костюма от древности до нашего времени. - М.: ЭКСМО, 1995. 7. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. - М.: Культура и традиции, 2003. 8. Исследовательска 9. Лихачев Д.С. Прошлое – будущему. - Л., 1985. 10. Маврина Т.А. Пути-дороги. - Л.: Художник РСФСР, 1980. 11. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Том 1-3 .- М.: Российская академия моды, 1996. 12. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983. 13. Народные художественные промыслы /Под общ. ред. О.С.Поповой. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. 14. Народные мастера. Традиции, школы. /Под ред. М.А. Некрасовой. - М.: Изобразительное искусство, 1985. 15. Народное искусство. Исследования и материалы. Государственный Русский музей. Сборник статей. Сост. И.Я.Богуславская 16. Народные художественные промыслы и современная культура: Сб. ст. НИИ ХП/ Под ред.Н.В. Черкасовой. - М.: Просвещение, 1980. 17. Полунина В.Н. Одолень-трава. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1989. 18. Проблемы народного искусства- М.: Изобразительное искусство, 1982. 19. Пучкова Л.С. Кружок вязания на спицах. - М.: Просвещение, 1988. 20. Разина Т.М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII-XIXвв. - М.: Изд-во МГУ, 2003г. 21. Светлова Л.П. Азбука орнамента. - М.: ГНОМиД, 1998. 22. Соснина Н., Шагина И. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство-СПБ., 1998. 23. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов// Сост.И.Я. Богуславская. - Л.: Лениздат, 1981. 24. Шерстяные солнышки. Сост. Т. Сысоева. - Каргополь, 2005. 25. Шевчук Л. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985. |
|
|
|
Просмотров: 3621 | Загрузок: 416 | Рейтинг: 3.0/2 |