Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по декоративно-прикладному творчеству

«КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ»
[ · Скачать удаленно (205 КБ) ] 08.02.2013, 22:38

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ»
Автор – Дигурова Т.М. Педагог, реализующий программу – Дигурова Т.М.
Уровень программы – 1
Цель программы – развитие у детей интереса к декоративно-прикладному искусству и практическое воплощение творческих идей в кружевных изделиях.
Срок реализации – 2 года. Возраст обучающихся – 10-14 лет
Количество часов по годам обучения – 144 часа
Недельная нагрузка и режим занятий – 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

Мастер-класс по кружевоплетениюОсновное внимание уделяется практической работе над изделием.
Коллектив «Русское кружево» - лауреат всех фестивалей «Юные таланты Московии», учащиеся - лауреаты и медалисты выставок на ВВЦ и региональных выставок и фестивалей: «Восхождение к истокам», «Мастерами славится Россия», «Здравствуй, новый век», «Юные дарования» и др.; участники Международных фестивалей в гг. Валансьен , Байоль, Париж (Франция);в Турции, Италии и др.
По окончании курса учащиеся имеют возможность поступить в Школу художественных ремесел, отделение «Кружевоплетение». Занятия бесплатные.












Пояснительная записка

Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Реализация программы позволяет приобщать детей и подростков к традиционным народным промыслам по кружевоплетению, это помогает в формировании личностных качеств детей, развивает эстетические чувства, учит понимать народное искусство, отличать подлинное искусство от подделок массового потребления.

Русское кружево, насчитывающее несколько столетий своего существования, является одним из наиболее трудоёмких видов декоративно-прикладного искусства и обладает особой притягательностью за счёт сохранения традиций его изготовления на протяжении нескольких веков и использования в работе исключительно натуральных материалов.

Развиваясь в разных областях нашей страны, оно достигло высокого художественного совершенства и сохранило лучшие традиции русского кружевоплетения. Кружево каждого промыслового центра имеет свои отличительные особенности в характере узоров и приемов плетения.

В основу концепции программы положено представление о том, что одним из важнейших средств формирования творческой личности в современных условиях является обращение к национальному духовному наследию и художественным традициям.

Отличительные особенности программы

Особенность данной программы в отличие от типовой программы («Русское кружево»,1 автор Молотобарова О.С., утвержденной Министерством Просвещения СССР) в том, что изменена методика преподавания: обучающиеся осваивают приемы традиционного кружевоплетения не путем изготовления образцов, а в процессе выполнения небольших сувенирных изделий. На втором году обучения в программе особое внимание уделяется изучению центров кружевоплетения России.

Изучение теоретического и практического материала программы опирается на уже сформировавшийся у детей уровень навыков в системе общего образования и значительно расширяется и дополняется постановкой творческих задач в создании изделий декоративно-прикладного характера, обращается внимание на качество исполнительского мастерства.

Знание характерных особенностей орнамента, колорита каждого вида кружева, местных особенностей и постижение технологических особенностей плетения на коклюшках - залог правильного освоения народных традиций и создания на этой основе современных произведений искусства. Через постижение азов кружевоплетения обучающиеся приобщаются к многовековым традициям декоративно-прикладного искусства.

Цель программы - обучение основам кружевоплетения и практическому воплощению творческих идей в кружевных изделиях, развитие интереса к декоративно-прикладному искусству.

Задачи

Обучающие:

- познакомить детей с центрами декоративно-прикладного промысла России;

- раскрыть красоту и значимость современного декоративно-прикладного искусства;

- обучить изготовлению необходимого оборудования для кружевоплетения и правилам организации рабочего места;

- обучить высокой скорости плетения;

Развивающие:

- привить интерес к творческому познанию и самовыражению;

- развить и поддержать интерес к народному творчеству и русским традициям кружевоплетения;

- развить навыки плетения кружева в различных техниках;

- способствовать развитию художественного вкуса;

- сформировать навыки работы в коллективе;

- научить уверенности и согласованности движения рук во время плетения кружева;

Воспитательные:

- воспитать трудолюбие и усидчивость;

- воспитать потребность доведения работы до конца, какой бы трудной она не была;

Сроки реализации программы – 2 года.

Количество часов в неделю - 3. Общее количество часов в год - 108.

Количество детей в группе: 1 год - 10 чел. 2 год – 8 чел.

Возраст обучающихся: 1 год - 10 -12 лет. 2 год – 11 - 14 лет.

Формы и режим занятий

Режим занятий – 3 часа, 1 раза в неделю 3 часа. В процессе занятий происходит переключение обучающихся с одного вида деятельности на другой: рассказ педагога, работа с наглядными материалами, зарисовки, работа над кружевом и т.п.

Для реализации программы используются следующие формы занятий:

- практическое выполнение заданий и обсуждение работ,

- экскурсии,

- конкурсы.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

По окончании первого года обучения обучающиеся будут

знать:

- характерные особенности русского кружевоплетения в различные исторические периоды;

- часть основных центров кружевоплетения России;

- основы цветоведения;

- свойства и характеристики ниток и других материалов, используемых для выполнения кружевных изделий;

- простейшие приёмы кружевоплетения;

- правила техники безопасности;

уметь:

- ориентироваться в цветовой гамме;

- самостоятельно анализировать и «читать» сколок простейшего кружева;

- согласовывать движения рук в процессе плетения кружева.

По окончании второго года обучения обучающиеся будут

знать:

- основы цветоведения;

- свойства и характеристики ниток и других текстильных материалов, пригодных для выполнения современных кружевных изделий;

- правила техники безопасности;

- общие сведения о декоративно-прикладном искусстве;

- основные центры кружевоплетения;

- характерные отличия западного и русского кружева в различные исторические периоды;

уметь:

- ориентироваться в цветовой гамме;

- выполнять все возможные приёмы русского кружева;

- самостоятельно анализировать и «читать» сколок или кружево с образца;

- уверенно согласовать движения рук во время плетения кружева;

- написать реферат, подготовить презентацию.

Способы проверки результативности

-текущее подведение итогов (просмотр, обсуждение и оценка работ по каждой теме);

- контрольные задания;

- реферат;

- отчётная выставка творческих работ с обсуждением в конце учебного года.

Критерии оценки

На протяжении процесса обучения педагог контролирует эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, обращая особое внимание на способность детей работать с техническим рисунком кружева, самостоятельность выполнения рефератов и практических работ.

Работы оцениваются педагогом в соответствии с поставленной задачей, технологической и эстетической стороне выполнения, а в рефератах – по полноте и самостоятельности раскрытия выбранной темы. Оцениваемыми параметрами практических работ обучающихся являются:

- художественная грамотность в подборе цветовой гаммы для кружевных изделий;

- художественный вкус в разработке кружева.

Результаты контрольно-тестовых заданий оцениваются по системе зачет-незачет и заносятся в таблицу.

///


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программы используются дидактические материалы педагога:

Учебно-дидактические работы:

​ Разработка игрушек-сувениров для детей младшего школьного возраста;

​ Использование элементов Тамбовского народного костюма в декорировании текстильной куклы-игрушки.

Таблицы:

​ Правила раскроя меха;

​ Раскладка лекал для раскроя;

​ Общий вид игрушек;

Методический и раздаточный материал;

​ образцы народных игрушек;

​ самодельные игрушки, выполненные учащимися;

​ образцы современной производственной игрушки;

​ игрушки наиболее известных художественных промыслов.

Приемы и методы

Для достижения успешности обучения учебно-тематический план составлен таким образом, что дети, развивая практические навыки в изготовлении игрушек, двигаются постепенно от простого к более сложному.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, чаще всего в сочетании, коллективное обсуждение творческих работ.

Важным принципом в образовательной программе является сочетание методов обучения, переключение детей с одной формы на другую, так как в группу приходят дети младшего школьного возраста, которые недостаточно подготовлены к длительной работе со швейными приспособлениями. Они быстро утомляются, им трудно удержать внимание при выполнении заданий, тяжело сосредоточиться на продолжительное время. Поэтому педагог должен подбирать разнообразные задания, чередовать их.

Каждое занятие состоит из теоретической части и практического выполнения задания. Практическая часть включает в себя зарисовку моделей игрушек, разработку эскизов моделей, заготовку лекал, раскрой ткани и меха, пошив и оформление игрушки. Изделия, как правило, выполняются вручную, такой прием помогает развитию у детей мелкой моторики рук и полушарий головного мозга.

На занятии для зарисовки, обучающиеся должны иметь альбом для чертежей выкроек игрушек и разработки новых моделей, а также тетрадь для записей характеристики игрушек, правил пошива и технологии изготовления каждой модели. К наглядным методам обучения относятся демонстрация на занятиях различных схем, таблиц, образцов.

Во время занятий необходимо уделять внимание каждому ребенку. Особенно важно помочь при самостоятельной разработке модели игрушки. Необходимо создать атмосферу уверенности в своих возможностях, в способности творить и создавать новое, интересное.

В процессе создания художественных образов можно привлечь родителей. Привлечение родителей, использование их опыта помогает коллективному творческому процессу, объединяет детей и родителей и помогает педагогу в решении педагогических и воспитательных задач.

Техническое оснащение программы

Для успешной реализации программы необходимо помещение с удобной мебелью для работы, хорошим освещением. Учебный класс должен быть хорошо оформлен с учетом художественно-эстетического и эмоционального восприятия и возраста ребенка.

Оборудование:

​ ножницы;

​ иглы разного размера;

​ наперстки;

​ нитки катушечные (цветные);

​ мулине;

Материалы:

​ цветной лоскут байки, фетра, сукна;

​ хлопчатобумажная и льняная ткань;

​ меховой синтетический лоскут;

​ картон;

​ бумага;

​ гибкая проволока;

Фурнитура:

​ тесьма, атласная лента, тесьма-«вьюнчик»;

​ пуговицы и т.д.;

​ бисер.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога:

1.​ Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая Школа, 1986

2.​ Головачева Р.М. Обрядовые куклы. Куклы-обереги. – Калуга, 2003

3.​ Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. - М., 1999

4.​ Исенко С.П. Русский народный костюм: Метод. указания. - М., 2001

5.​ Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. – СПб.: Абрис, 1999

6.​ Комарова С.В., Лысенко О.В. Ткань. Ритуал. Человек. – СПб., 1992

7.​ Лебедева Н.И. Этнографические исследования и материалы. – Рязань, 1996

8.​ Лежнева С.С., Булатова И.И. Сказка своими руками. - Мн.: Полым, 1995

9.​ Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 1983

10.​ Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: 1975,1988

11.​ Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М., 1990

12.​ Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение, 1978

13.​ Пармон Ф. Русский народный костюм. – М., 1994

Для обучающихся:

1.​ Денисова Л.Ф. Лоскутная мозаика. - М.: Интербук-бизнес, 2005

2.​ Денисова Н.А. Пушистики и мохнатики: шьем сами. - М., 2006

3.​ Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики - М.: Эксмо-Пресс; 1998.

4.​ Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка – М., 1998.

5.​ Столярова А.М. Игрушки-подушки - М.: Культура и традиции, 2004.

6.​ Юрина Нина. Куклы. – М.: Слово, 2002.

1 Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1990
2 Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М., 1986. – С. 57-63.
Категория: Программы по декоративно-прикладному творчеству | Добавил: defaultNick | Теги: КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
Просмотров: 2343 | Загрузок: 341 | Рейтинг: 5.0/1