Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по изобразительному искусству |
[ · Скачать удаленно (181 КБ) ] | 08.02.2013, 22:11 |
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»» «РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ. СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА» Автор – Иродова О.Ю. Педагоги, реализующие программу – Иродова О.Ю., Быкова Я.Г., Волобуева И.И., Нисимова О.В. Уровень программы – 3 Цель программы – обучение основам академического рисунка и живописи, помощь в расширении опыта творческой деятельности и формирование устойчивого интереса к изобраз. искусству. Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 13-17 лет Количество часов по годам обучения – 216 часов. Недельная нагрузка и режим занятий – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа). Программа относится к программам художественно-эс Данная программа рассчитана на обучающихся изостудии, которые подошли к завершающему этапу образовательного процесса. Программа составлена так, чтобы усилить академическую допрофессиональн В условиях происходящих в российском обществе глубоких изменений социальной среды особую остроту приобретает проблема адаптации подростков и их подготовка к последующей самостоятельной жизни. Изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него предпрофессионал Идея создания программы продиктована жизнью и возникла в связи с необходимостью полноценного художественного комплексного образования обучающихся в изостудии ЦХО. Актуальность настоящей программы в органичном продолжении единой образовательной концепции изостудии, развивающей стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи, а так же повышающей культурный уровень обучающихся. Новизна и отличительные особенности программы состоят в том, что она является третьей последовательной ступенью, для юных художников, которые освоили программы предыдущих ступеней: Волобуевой И.И. «Основы изобразительного искусства» (для детей 7-11 лет) и Быковой Я.Г. «Рисунок, живопись. Мастерская художника» (для детей 10-15 лет). Программа сохраняет преемственность образования. Обучающиеся получают возможность, при необходимости, переходить из группы в группу, что позволяет, не нарушая структуру образовательного процесса, наиболее полно освоить учебный курс и получить знания, умения, навыки для самостоятельных творческих работ в области изобразительного искусства на пути к мастерству художника. В отличие от программы для средних общеобразователь Особенностями данной программы являются интеграционные связи различных художественных видов искусств, а также разработанные автором вариативные и дифференцированн Цель программы – обучение основам академического рисунка и живописи, помощь в расширении опыта творческой деятельности и формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.
Задачи программы: Обучающие - обучить основам академического рисунка и живописи, - обучить композиционным законам в изобразительном искусстве, - познакомить с процессом развития мирового искусства с древнейших времён и охарактеризовать основные эпохи и стили, - познакомить с основными направлениями в современном искусстве; Развивающие: - развить навыки наблюдательности - сформировать авторскую позицию по выбранной теме и поиска способа ее выражения, - сформировать художественный вкус обучающихся на материале величайших памятников искусства; - научить пользоваться теоретическими знаниями в практической деятельности; - развить креативность, предусматривающу Воспитательные: - воспитать культурного зрителя, - воспитать потребность непрерывности образования в области изобразительного искусства, - воспитать творческую личность, уважающую традиции и культуру своего и других народов;
Возраст обучающихся и наполняемость групп: 1-й год обучения: 13-15 лет – 12 детей; 2-й год обучения: 14-16 лет – 10-12 детей; 3-й год обучения: 15-17 лет – 8-10 детей. Сроки реализации программы Программа рассчитана на 3 года обучения: 1-й год обучения– 216 часов; 2-й год обучения– 216 часов; 3-й год обучения– 216 часов. Формы и режим занятий Режим занятий 2 раза в неделю по 3 часа. Занятия проходят в форме лекций, бесед и практических заданий. Планируется участие в фестивалях, конкурсах и выставках. Предполагается посещение творческих мастерских профессиональных художников, выходы и выезды на пленер, экскурсии в музеи и на выставки; Ожидаемые результаты и способы их проверки: К концу первого года обучающиеся будут: знать: - правила построения геометрических форм; - законы светотени; - виды композиций; - художественные материалы и правила работы с ними; - как вести работу от эскиза до законченной композиции; уметь: - видеть и понимать структуру форм, - передавать объём предметов цветом и тоном; - выявлять характерное в объекте рисования; - компоновать композицию в нестандартном формате листа. - выбрать художественное решение и материал для образного решения композиции; - передавать линии, характер, пропорции изображаемого предмета; К концу второго года обучающиеся будут знать: -правила построения пересечения геометрических тел в пространстве; - законы построения многофигурной композиции; - пропорции фигуры и головы человека; уметь: - рисовать сложные геометрические, бытовые и архитектурные формы, гипсовую голову человека; - рисовать многофигурную композицию; - самостоятельно выбирать натуру и составлять учебный натюрморт; - выбирать мотив (можно с помощью видоискателя-око
К концу третьего года обучающиеся будут: знать: - правила построения фигуры человека; - особенности построения фигур птиц и животных; -основные направления в современном искусстве; уметь: - применить на практике различные техники живописи; - передавать фактуру, форму, объём предметов и пространство в композиции, не нарушая колорита картины; - делать быстрые живописные и графические зарисовки; - владеть живописными средствами решения задач длительных постановок; - рисовать живую натуру – портрет, фигуру. Подведение итогов по результатам освоения материала будет проходить в форме: коллективного обсуждения материала во время проведения мини-выставок; итоговых просмотров творческих работ за 1-е и 2-е полугодия; зачёты (тестирование для выявления уровня освоения учебной программы), лучшие работы представляются на конкурсах и выставках; Аттестация освоения содержания образовательной программы проводится согласно Положению об аттестации обучающихся в учебных группах Дворца с вручением удостоверений, свидетельств и дипломов. /// МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В изобразительном творчестве обучающиеся старшего возраста проявляют стремление к овладению глубокими профессиональным Рисование с натуры важный метод изучения окружающей среды. Обучение рисунку происходит на натурном материале. На изучении пространственног На занятиях по рисунку используются различные графические техники: карандаши, уголь, сангина, соус, пастель, тушь, перо, смешанные техники и т.д. Обучение начинается с зарисовок, затем идет каркасное построение геометрических тел и бытовых предметов. В программу входит выполнение разнообразных натюрмортов, гипсовых форм, а также уделяется внимание приобретению навыков быстрого воспроизведения натуры в живых подвижных формах (человека, животных, птиц и т. д.), наброски, зарисовки. Чтобы занятия походили динамично, следует использовать различные материалы для зарисовок. Зарисовки живой натуры необходимо включать в занятия как можно чаще. Любые наброски развивают технику рисования, делают изображение на рисунке более раскованным и смелым. Регулярные зарисовки в классе позволяют лучше изучить пропорции, учат выделять главное, избегая второстепенных деталей, помогают передать основное, характерное для данной модели. В старшей группе рисунок приобретает самостоятельное значение, повышаются к нему требования и в заданиях по живописи и композиции. На занятиях живописью развивается осознанное восприятие формы и цвета в их гармоническом единстве. На основе этого обучающийся подводится к пониманию роли цвета, цветовой гармонии, неразрывно связанной с содержанием художественного произведения. Учебные задания по живописи первого года старшей группы выполняются акварелью и гуашью, на втором и третьем году обучения вводятся акрил, темпера и масляные краски. Необходимо ознакомить обучающихся с современными техниками и технологиями использования материалов. Натюрморты могут быть тематическими (осень, профессия и т.п.) и декоративными (цветовая гамма, геометрические формы). Программа предусматривает работу над композициями, как графическими, так и живописными. Предполагается обязательная работа на пленере. Для развития композиционного мышления, зрительной памяти и наблюдательности рекомендуется систематически проводить экскурсии под руководством преподавателя на природу с творческим закреплением по памяти в мастерской или дома. В беседы по теории композиции входит ознакомление учащихся с разнообразными примерами построения композиции с использованием классической поэтапности создания произведения и важнейшими её понятиями (линейный, тональный и световой ритмы, композиционный и смысловой центры и т. п.). Необходимо выполнить задания по декоративной композиции и стилизации. Следует поощрять чтение специальной литературы, выделять время на занятиях для обмена впечатлениями от прочитанного, поощрять коллекционирован В современном обществе образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств. Разносторонность развития ребенка, широта и гибкость его профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации потенциала страны. Дидактические разработки автора: Таблицы: «Ритм в композиции», «Композиционные задачи», «Рисунок натюрморта в интерьере», «Композиция в круге», «Бумажная пластика», «Рисунок драпировки», «Готика». Макеты: «Оригами», «Пасхальные сувениры», «Витраж». Используемые дидактические пособия, выполненные педагогами ЦХО изостудии: 1. «Зарисовки деревьев разных пород» (таблица) 2. «Работа над натюрмортом в разной технике», гуашь, пастель» (таблица) 3. «Упражнения по цветовой гамме, по разным типам (таблица) 4. «Рисунок натюрморта по стадиям (1,2,3)» (таблица) 5. «Наброски домашних животных» (таблица) 6. «Рисунки фигуры человека в движении» (таблица) 7. «Техника живописи акварелью» (приёмы по сухому; по сырому; а ля прима; лессировками) упражнения по цвету 8. «Техника живописи акварелью», Работа над натюрмортом по стадиям (1,2,3) 9. «Техника живописи акварелью, цветоведение», наброски растений, цветов, натюрморта; упражнения по цветоведению 10. ««Техника живописи акварелью и гуашью в сравнении» на примере цветочной композиции (таблица) 11. «Пейзаж – четыре времени года», техника акварели (таблица) 12. «Пейзаж в технике акварели, выполненный по стадиям (1,2,3)» (таблица) 13. «Эскизы витража из геометрических фигур в технике акварели в насыщенной и классической цветовой гамме» (таблица)
Техническое оснащение программы. Для занятий необходимы мольберты различных конструкций, планшеты, подставки под натюрморты. Софиты, проигрыватели и компьютеры. Постоянно обновляемый натюрмортный фонд (предметы, муляжи, гипсовые слепки, драпировки), позволяет проводить полноценные и интересные занятия. Наличие качественных репродукций великих художников создаёт творческую атмосферу в мастерских.
СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ Для педагогов: 1. Алёхин А.Д О языке изобразительного искусства.- М.,1973; 2. Базанова М.Д. Пленер.- М., 2000; 3. Барщ А.. Рисунок в средней художественной школе.-М.,1963. 4. Болотина И.С. Русский натюрморт.-М.,20 5. Дейнека А.А Из моей рабочей практики.- М.,1961; 6. Корчак Я. Как любить ребёнка.- М.: Дом, 1990; 7. Крымов Н.П. Художник и педагог. - М.: Изобразительное искусство,1989. 8. Михайлов А.М. Искусство акварели.- М.,1995. 9. Остроумова-Лебед 10. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок.- М.,1985. 11. Стивегнсон Н. Архитектурные шедевры со всего мира.- М.: Слово, 2001. 12. Школа изобразительного искусства. В 5-ти т.- М.: Изобразительное искусство,1994. 13. Энциклопедия для детей, т.7. Искусство.- М.: Аванта+,1997. Для обучающихся: 1. Базанова М.Д. Пленер.- М.,2000; 2. Болотина И.С. Русский натюрморт.- М., 2000; 3. Михайлов А.М. Искусство акварели.- М., 1995. 4. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок.- М., 1985. 5. Стивегнсон Н. Архитектурные шедевры со всего мира.- М.: Слово, 2001. 6. Энциклопедия для детей, т.7. Искусство.- М.: Аванта+,1997. Для родителей: 1. Алексеева В.В. Что такое искусство. – М., 1991. 2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 1987. 3. Михайлов А.М. Искусство акварели. – М., 1995. 4. Неменский Б.М. Приглашение к диалогу. – М., 2003. 5. Опыт и творчество. – М., 2005. 6. Сурова Л.В. Открытый урок. – Клин, 2006. |
|
|
|
Просмотров: 2102 | Загрузок: 327 | Рейтинг: 5.0/2 |