Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы театра кукол

«ДЕТСКИЙ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР»
[ · Скачать удаленно (342 КБ) ] 09.02.2013, 00:53

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ДЕТСКИЙ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР»
Автор – Плотникова Е.А. Педагоги, реализующие программу – Кунина Е.Т., Майорова А.Д.
Уровень программы – 2
Цель программы – обучение основам актерского мастерства и оформительского искусства в про-цессе постановочной работы над кукольным спектаклем.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 9-18 лет.
Количество часов по годам обучения – 216 часов.
Недельная нагрузка и режим занятий – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана в соответствии с комплексной открытой программой развития художественно-эстетической направленности МГДД(Ю)Т «Наша Земля – наше наследие». Программа «Детский любительский театр кукол» имеет художественно-эстетическую направленность.

Искусство театра кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. В современном театре кукол произошло взаимопроникновение искусств. Часто в кукольных спектаклях в качестве действующего лица одновременно с куклой появляется актер – человек. Но только в театре кукол происходит чудо, волшебство оживления неодушевленного предмета. Театральная кукла – это неодушевленный предмет, "оживший” в руках актера, а "ожить” может практически любой предмет. И сами персонажи (куклы), и декорации (оформление) выдуманы и изготовлены художниками, поэтому весь спектакль – это "оживающее” по ходу действия изобразительное искусство.

Актуальность и педагогическая целесообразность определяется спецификой занятий детей разного возраста и разных способностей в рамках данного образовательного комплекса. Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности. Это, может быть, единственный вид искусства, где человек может научиться и театральному, и изобразительному искусству.

Программа направлена на приобретение ребёнком опыта общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе, и в то же время - на раскрытие творческой индивидуальности и помощь в развитии творческого потенциала каждого участника коллектива.

Как и всякий другой вид искусства, театр кукол обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Поиск и эксперимент должны стать основой существования творческого коллектива.

Отличительные особенности программы.

В отличие от наиболее распространенных в настоящее время в системе дополнительного образования программ «Кружок театра кукол» «Театр кукол»1 данная программа представляет собой переосмысление (в соответствии с современными требованиями к программам дополнительного образования), продолжение и развитие концепции «Программы детского самодеятельного театра кукол»1 (и одновременно обобщает опыт работы студии театра кукол МГДД(Ю)Т с 1986 года.

Указанная концепция исходит из того, что при обучении детей синтетическому искусству театра кукол, включающему такие два основных компонента, как актерское мастерство и оформительское искусство, огромное значение имеет осуществление взаимосвязи индивидуально-личностной и коллективной образовательных составляющих. Поэтому особый акцент в программе сделан на развитие у детей фантазии, способности импровизировать, созданию на каждом занятии среды для творческого общения педагога и детей, всех обучающихся между собой.

Цель и задачи программы

Цель программы - обучение основам актерского мастерства и оформительского искусства в процессе постановочной работы над кукольным спектаклем.

Задачи:

Обучающие:

​ дать знания по истории российского и зарубежного театра кукол и особенностям их развития на современном этапе;

​ обучить основным элементам актёрского мастерства;

​ обучить основным приёмам техники работы актёра с куклами различных систем и конструкций;

​ обучить основам техники и технологии процесса изготовления театральных кукол, бутафории и декораций;

​ обучить постановочной работе над спектаклем.

Развивающие:

​ развить креативность ребенка в коллективе, объединенном общей творческой целью;

​ развить творческое воображение, фантазию, ассоциативное мышление;

​ развить аналитические способности;

​ развить самостоятельность мышления;

​ сформировать навыки работы в коллективе;

​ развить художественный вкус.

Воспитательные:

​ воспитать интерес к творческому взаимодействию в процессе постановки спектакля;

​ воспитать коммуникативную культуру;

​ воспитать ответственное отношение к коллективной творческой работе;

​ воспитать и развить личностные качества, направленные на сознательное стремление к самореализации.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Количество детей в группе: первый год обучения – 10 чел., второй год обучения – 8 чел., третий год обучения – 8 чел.

Возраст обучающихся: от 9-ти до 18 лет.

Общее количество учебных часов в год- 216:

​ актёрское мастерство - 108 часов на одного ребенка;

​ оформительское искусство - 108 часов на одного ребенка.

Формы и режим занятий

Программа позволяет обучающимся в теории и на практике познакомиться с различными аспектами синтетического искусства театра кукол – не только с техникой кукловождения, но и со многими другими особенностями работы актёра театра кукол, а также с художественно-оформительской работой.

Основные формы занятий, используемые в процессе обучения:

- комбинированные;

- индивидуальные и групповые этюды и упражнения;

- репетиционная работа по созданию концертных номеров на этюдной основе;

- репетиционная работа в процессе постановки спектакля;

- творческие показы с последующими обсуждениями;

- художественно-оформительская работа в мастерских по освоению технологии изготовления кукол, бутафории и декораций;

- работа по изготовлению оформления концертных номеров и спектаклей;

- посещение театров;

- экскурсии.

Занятия проводятся два раза в неделю 3 часа по каждому из двух предметов, входящих в образовательную программу: актерское мастерство и оформительское искусство. Таким образом, каждый участник коллектива за время занятий осваивает два вида деятельности и работает и как «актёр», и как «художник».

В случае необходимости группы коллектива могут объединяться для совместной работы разных направлений (монтировочные репетиции, прогоны, выступления, обсуждения, экскурсии, посещения театров и музеев и т.д.) исходя из задач программы и особенностей занятий искусством театра кукол.

В связи со спецификой репетиционной работы, направленной на постановку той или иной пьесы или концертного номера, также возникает необходимость в индивидуальном подходе к обучению детей, играющих в определённых сценах, а в каких-то отдельных случаях - дополнительно привлекаются к работе над спектаклем дети из других групп.

Специфика и сложность искусства театра кукол в том, что главное выразительное средство и «инструмент» актёра этого театра – кукла, и для её «оживления» необходимо кроме элементов актёрского мастерства, общих с искусством драматического театра, овладеть особыми приёмами работы с куклой. Эта сложная, филигранная работа требует постоянного внимания педагога к каждому обучающемуся.

Что же касается занятий оформительским искусством, то изготовление каждой новой куклы требует, прежде всего, конструкторской работы, следовательно, постоянного индивидуального подхода педагога.

В течение первого и второго года обучения основная работа - это упражнения, этюды, небольшие учебные спектакли на этюдной основе.

На третий год обучения этюдная работа продолжается в усложнённом виде, а творческие работы коллектива – спектакли и концертные номера – доводятся до уровня, позволяющего включить их в репертуар студии.

Дети, прошедшие трёхгодичное обучение по программе, могут остаться в коллективе театра кукол и участвовать в постановках, требующих ещё более высокого уровня актёрского мастерства.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В соответствии с процессом изучения программы ожидаемые результаты дифференцированы по годам обучения.

В результате первого года обучения дети будут

знать:

​ конструктивные особенности основных видов театральных кукол;

​ основные приёмы техники работы актёра с перчаточной куклой в упражнениях и этюдах без ширмы;

уметь:

​ общаться и взаимодействовать с партнёром в учебных упражнениях и этюдах в «живом плане» и с куклами;

​ проявлять фантазию и творческую активность в создании и «оживлении» кукол из геометрических форм, различных предметов и материалов;

​ сшить по выкройке простейшую перчаточную куклу с мягкой головкой;

​ вылепить из бумажной массы небольшие головки кукол и предметы бутафории.

В результате второго года обучения дети будут

знать:

​ основные отличительные особенности традиционного народного театра кукол России и зарубежных стран;

​ основные приёмы техники работы актёра с верховыми куклами на ширме;

​ технологию изготовления перчаточных кукол с головками из папье-маше;

уметь:

​ взаимодействовать с партнёром в учебных этюдах и спектаклях;

​ импровизировать в создании и «оживлении» кукол из различных предметов и материалов.

В результате третьего года обучения дети будут знать:

​ основные этапы творчества выдающихся деятелей искусства театра кукол России и зарубежных стран;

​ основные приёмы техники работы актёра с марионетками и планшетными куклами;

​ основные этапы процесса постановочной работы – от анализа пьесы до выпуска спектакля;

​ различные аспекты работы художника в театре кукол;

​ технологические приёмы изготовления театральных кукол разных систем и конструкций.

уметь:

​ выполнять пластический рисунок роли;

​ общаться и взаимодействовать с партнёрами в репертуарных спектаклях.

///


Методические рекомендации по организации

и проведению занятий

Каждый год обучения имеет свои специфические методические особенности в работе с детьми.

Первый год обучения

На первые занятия ребята приходят чаще всего из любопытства, не имея еще осознанного влечения к делу. Важно с самого начала заинтересовать их этим видом искусства, познакомить с ни с чем не сравнимой радостью творчества.

Рекомендуется начать занятия сразу с практической работы, хотя в данном случае правильнее было бы сказать – с игры.

Познакомьте на первом занятии с куклами – перчаточными и тростевыми – любыми, какие у вас есть, вплоть до кукол–игрушек. Предложите с ними поиграть, "оживить” их: определить, какие у них голоса, какие характеры, как они могут плакать и смеяться, ходить и сидеть и т.д.

Таких занятий может быть несколько. На каждом последующем занятии задачи усложняются. Сначала, как бы примитивно ни играли дети, радуйтесь вместе с ними тому, как "ожила” кукла у одного, как заговорила у другого, как вместе выдумали сценку и т.п.

На первых занятиях желательно познакомить участников коллектива с разными конструкциями кукол и системами их управления.

Все куклы делятся на 2 основных вида – верховые и низовые. К верховым куклам относятся перчаточные, одевающиеся на руку актера как перчатка, и тростевые, туловище которых актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы.

Низовыми куклами управляет актер, расположенный сверху по отношению к кукле. К низовым куклам относятся марионетки – куклы на ниточках, и планшетные, работающие на столе или прямо на планшете сцены.

Упражнения и этюды с куклами

Ключ к пониманию подхода актера-кукольника к театральной кукле можно найти, освоив, прежде всего, перчаточную куклу, наиболее тесно связанную с исполнителем, так как туловище этой куклы одевается прямо на руку актера.

Для упражнений с верховыми куклами нужна ширма. Самая простая ширма – к двум стульям привязываются вертикальные рейки, высота которых соответствует росту актеров. Третью рейку укрепляют горизонтально, поперек двух других, образуя верхнюю часть ширмы (эта часть ширмы называется грядка). На грядке укрепляется ткань, закрывающая актеров (фартук).

Обычно верховых кукол показывают из-за ширмы примерно на 2/3 их роста (как бы до колена). Чаще всего перчаточным куклам не делают ног, но если актер держит куклу на определенном уровне, у зрителей создается впечатление, что они есть. Нужно всегда помнить, что кукла ходит по "воображаемому полу”, находящемуся немного ниже уровня грядки. Зрители смотрят на куклу снизу вверх, поэтому нужно наклонять ее немного вперед (при отклонении руки с куклой назад не видно ее лица). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать.

Существуют три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые движениями пальцев, запястья и всей руки.

Движение пальцев внутри куклы соответствует движениям головы и рук человека, движение запястья – сгибанию в талии, движение всей руки – движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из комбинации этих основных движений.

Для изображения ходьбы, бега, прыжков и др. нужно движение всей руки актера. Походка куклы получается, если актер в ритме ее шагов поднимает и опускает руку, одновременно слегка поворачивая кисть руки. Чтобы кукла пошла вперед, сам актер должен двигаться вперед, если пытаться провести куклу по сцене, не сходя с места, только с помощью руки, кукла "ложится” на грядку.

Бег – это те же движения, только ускоренные. Прыжки – движения руки актера вверх–вниз. Для того, чтобы кукла могла сесть, нужно согнуть кисть руки, опустить куклу на грядку, а затем разогнуть руку.

Чем дальше кукла от грядки, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму ее поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперед, к грядке. Чтобы увести куклу со сцены, ее надо отвести на задний план и там опустить.

"Разговаривает” кукла, если актер в такт речи поворачивает и наклоняет ее голову, выделяя при этом самые важные слова движением корпуса куклы, жестами ее рук.

Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то двигается только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую, иначе невозможно понять, кто говорит.

На занятиях с куклой надо обращать внимание на выразительность, точность и осмысленность каждого жеста, каждого движения. Эта работа требует пристального внимания на протяжении всех занятий, где участники знакомятся с основными принципами актерского мастерства.

Очень важно дать представление о том, что "ожить” в театре кукол может любой предмет. Любой предмет, "оживая” на сцене (ширме), становится куклой. Поэтому дальнейшие занятия, а их может быть несколько, могут быть посвящены "оживлению” самых разнообразных предметов.

Детям на занятиях предлагаются разные бытовые предметы: сумки, портфели, шапки, шарфы, различные геометрические фигуры, сделанные из картона или пенопласта; кусочки разноцветной материи разной фактуры и размеров. Их задача: посмотреть на каждый предмет и представить себе, как он может "ожить”, "заговорить”, "пойти”, какая у него походка.

Для начала лучше работать с такими предметами, у которых "глаза” и "рот” прочитываются легко. Например, у портфеля-дипломата два замка – глаза, рот – вся открывающаяся часть, нос – ручка. Предложите ребятам подумать, на что похожи принесенные предметы, в какое существо (персонаж) они могут превратиться. То же и с куклами. Предложите определить характер, а соответственно, и голос, манеру поведения каждого предмета-персонажа. В заключение можно сделать коротенький этюд с ними, разыграть небольшой диалог между персонажами.

Нужно почувствовать тот момент в занятиях, когда можно приступать к следующему этапу работы над этюдами, здесь трудно дать точные рекомендации, так как все зависит от коллектива, его подготовленности, конкретных особенностей работы.

Этюды – это своеобразная школа, система воспитания режиссеров, актеров, художников кукольного театра. Можно делать этюды без кукол и предметов, когда играют одни руки, они становятся похожи и на человека, и на зверя, и на птицу, и др. Можно попробовать руками изобразить краба, верблюда, птицу, дерево, цветок и т.п. Важно предложить ребятам разыграть этюд так, чтобы происходящее было понятно без слов.

Занятия по изготовлению кукол тоже могут превратиться в своеобразную игру-импровизацию. Для таких занятий потребуются самые различные материалы: картон, бумага, поролон, разноцветные ткани, клей, нитки, иголки. Желательно подготовить несколько "полуфабрикатов” - конусы, цилиндры, призмы, чтобы подтолкнуть фантазию участников коллектива. В ход могут пойти старые перчатки, варежки, чулки, и др. Когда куклу делают из предметов, желательно, чтобы суть предмета или сочетания предметов, из которых она сделана, влияли на ее характер, способ существования, поведения.

Занятия по изготовлению кукол могут сочетаться с другим типом занятий. Основная цель этих занятий – развитие образного мышления ребят, развитие воображения, фантазии, подведение к пониманию, что такое условность в театре кукол, каковы особенности художественного образа. Это могут быть занятия, посвященные сочинению историй, в которых действуют изготовленные ребятами персонажи. Это может быть игра, в которой придумывают разнообразные слова, которых никогда не было, а затем историю о них. Или руководитель называет какой-нибудь персонаж и просит быстро придумать историю, которую сочиняют все члены коллектива.

Можно рассказать или прочесть ребятам сказку и обратить особое внимание на такие места, как "шел он много дней и ночей, и пришел, наконец…” Вот в таких местах важно побудить ребят фантазировать: мимо чего шел герой, что это была за дорога, какие приключения с ним произошли.

Такие упражнения полезны для всех обучающихся и особенно для тех, кто увлечется сочинением пьес. Главное – направлять внимание на содержательную сторону историй, чтобы сочинение не стало самоцелью. Можно предложить в качестве домашнего задания проиллюстрировать историю, нарисовать персонажей, место действия. Вся эта работа может стать подготовкой к работе над будущим спектаклем.

Постепенно в процессе игры выявляются склонности и способности каждого участника коллектива: одни проявляют в этюдах актерские данные, другие интересно выдумывают и делают кукол, третьи сочиняют сюжеты, сценки, истории. А от мастерства, заинтересованности руководителя зависит, как направить увлечения ребят, чтобы максимально реализовать их способности.

В ходе занятий важно регулярно проводить совместные обсуждения, общий "худсовет”, где ребята могли бы делиться опытом, впечатлениями, мнением об увиденном. Роль руководителя в данный период состоит в том, чтобы донести до каждого участника коллектива понимание того, что существует определенный метод работы над спектаклем. На таких занятиях возникают вопросы об особенностях театра кукол как вида искусства, чем он отличается от других видов искусства, о его истории и состоянии на современном этапе развития и др. Беседам уделяется время и на практических занятиях. Это должны быть не лекции, а живой разговор на интересующую тему. Они становятся частыми именно тогда, когда обучающиеся уже познакомились с разными видами работ в театре кукол.

Занятия, построенные таким образом, откроют для ребят увлекательный мир превращений, сказочных "оживлений”, покажут им безграничность пластических форм кукольных представлений. И это

заставит их искать самые невероятные сочетания материалов, придумывать фантастические сюжеты, неожиданных персонажей.

В результате могут появиться отдельные сценки, этюды с куклами, из которых при желании к концу учебного года можно составить небольшую программу и показать ее детям и родителям.

Второй и третий год обучения

Программа построена таким образом, что работа над постановкой спектакля начинается со второго года занятий. Это связано с тем, что сначала коллективу необходимо накопить знания, актерские навыки, выработать единые позиции, общий художественный подход.

В первый год работы ребята пробуют себя в разных ролях: в роли художника придумывают и делают кукол, несложные декорации, организуют игровое пространство; в роли актеров – "оживляют” кукол, различные предметы; в роли драматургов – сочиняют небольшие сюжеты, рассказы, сценки и др. Этот опыт может явиться основой дальнейшей работы.

Участие в создании кукольного спектакля должно быть работой и праздником для всех членов коллектива. И здесь очень многое зависит от режиссера-руководителя, от того, насколько интересно он сумеет построить всю работу в коллективе.

Выбор пьесы

Работа над спектаклем начинается с выбора пьесы. Очень важно, с чего начнет, к каким проблемам обратится коллектив. В обсуждении пьесы принимают участие все члены коллектива, взвешиваются все "за” и "против”, учитываются как художественные, так и технические возможности постановки. Пьеса должна быть по силам коллективу. Увлеченность режиссера пьесой поможет заразить весь исполнительский состав предстоящей работой, без чего невозможна постановка спектакля.

Выбирая пьесу, важно прежде всего понять, "кукольна” ли она, есть ли в ней те особенности, которые позволят использовать выразительные средства кукольного театра, ориентирована ли драматургия на куклу, ее свойства.

Кукольность пьесы определяется прежде всего типизацией событий, обобщением характеров героев, наличием физических действий, с помощью которых развивается сюжет пьесы, при минимальном количестве текста.

Лучше всего выбирать пьесы, написанные специально для кукольного театра. Но можно также, если коллектив в этом заинтересован, инсценировать понравившуюся сказку, либо написать пьесу самостоятельно.

Разный возраст участников коллектива требует разного подхода к репертуару. Если для 1–3-х классов хороши такие сказки, как "Репка”, "Машенька и медведь”, "Теремок”, то для 4–6-х классов эти сказки мало интересны, если только не найти им более взрослое решение,

которое придаст им новое звучание. В репертуар могут войти волшебные сказки, фантастика и приключения, которые очень привлекательны для этого возраста. Старшим школьникам можно рекомендовать сатирические представления на темы из школьной жизни, возможны философские этюды с куклами и предметами, можно пробовать инсценировать мифы, легенды, и т.п.

Но все вышесказанное условно, так как сказку можно с большим интересом сыграть и для взрослых, и для детей. Главное – творчески подходить к проблеме репертуара: не ставить себе запретов, пробовать, фантазировать и, конечно, экспериментировать.

Режиссерский замысел спектакля

Возникновению режиссерского замысла спектакля предшествует целый этап работы.

Анализ пьесы начинается с объективного осмысления ее сюжета, выделения основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Наметив цепочку событий, можно определить главную тему пьесы и идею автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Важно понять особенности композиционного построения пьесы: каковы ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка.

Разрабатывая свою концепцию, создавая постановочный план и выстраивая сценический сюжет, режиссер, прежде всего, стремится определить сверхзадачу и сквозное действие спектакля, расстановку сил и место каждого из персонажей.

Сверхзадача, то есть цель, ради которой режиссер решает поставить данный спектакль, неразрывно связана с идеей пьесы и является его основой, определяющей целостность спектакля.

Путь, по которому идет утверждение сверхзадачи, - сквозное действие спектакля, - объединяет все его компоненты, все события, происходящие в пьесе. Сквозное действие проходит через весь спектакль, как бы пронизывает его.

В каждой роли есть свои сверхзадача и сквозное действие, которые подчинены общей идее спектакля.

Выбор художественных средств для воплощения замысла режиссера связан с определением жанра пьесы.

Определить жанр спектакля – значит, найти его тональность, способ существования героев, стилистику речи, оформления, фактуры материала, цвета и музыки. Каждый режиссер определяет жанр самостоятельно, возможны разнообразные смешения жанров.

Жанр определяет форму спектакля, систему кукол.

Каждый спектакль, его тема, жанр, требует своего пластического решения. Актер в театре кукол может быть на сцене в самых разных ролях и нести разные функции: он может вести кукол открытым способом, может быть ведущим, может быть Гулливером у лилипутов или сказочником, который перевоплощается по ходу спектакля. Главное, чтобы присутствие на сцене живого актера было органично, оправдано жанром спектакля, его темой, стилистическим решением.

Работа режиссера с художником

Как было сказано в самом начале, кукольный спектакль – это "оживающее” изобразительное искусство, поэтому в работе над оформлением спектакля художник нужен так же, как и в коллективе изобразительного творчества.

Режиссер и художник совместно разрабатывают изобразительное решение спектакля, отвечая при этом на вопросы: каков зрительный образ спектакля, его жанровая и стилистическая окраска, как может быть решено сценическое пространство в связи с системой вождения кукол, каково будет изобразительное решение каждой сцены, картины.

На начальном этапе ничто не должно сдерживать фантазию, ведь в этой работе может быть найдено наиболее интересное, яркое решение. Важно, чтобы участники коллектива не только занимались изготовлением кукол и декораций по готовым эскизам, а с самого начала включились в творческий поиск режиссера и художника.

Определив жанр спектакля и время действия, обсуждают характер архитектуры, костюмов, реквизита, затем делают эскизы, наброски. Исходя из особенностей пьесы, выбирают систему вождения кукол. Например, перчаточные куклы подвижны, мобильны, а у тростевых кукол возможен широкий, пластический жест, и т.д.

Решение образа каждой куклы должно наиболее точно раскрывать характер персонажа, подчиняясь единому стилистическому решению всего спектакля.

Зрительный образ спектакля определяется его сверхзадачей, расстановкой смысловых и изобразительно-пластических акцентов.

Музыкальное оформление спектакля

Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, музыкальное оформление – один из разделов режиссерского плана будущей постановки. В этой работе ведущая роль принадлежит концертмейстеру. На протяжении всего репетиционного периода, начиная с этюдной работы и кончая выпуском спектакля, музыка помогает исполнителям найти верное самочувствие, уточнить звучание каждой сцены, почувствовать ее ритм.

Музыка в театре кукол участвует в создании атмосферы спектакля, усиливает его эмоциональное звучание. Характер музыкального оформления зависит от жанра спектакля, его стилевого решения. Серьезный подход к музыке в спектакле заключается в том, чтобы понять, ощутить тему и масштаб звучания. Например, трудно представить звучание симфонического оркестра при небольшой ширме и перчаточных куклах, разыгрывающих сказку для детей.

Часто в кукольные спектакли вводят певческие и танцевальные номера. Надо помнить о том, что нельзя загромождать спектакль музыкальными номерами, не имеющими отношения к развитию действия.

Музыка служит усилению эмоционального воздействия спектакля, а подчас может составить и смысловое содержание того или иного эпизода, она придает действию глубину и объемность.

Работа с исполнителями

Работа с исполнителями начинается с чтения и обсуждения пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Это может быть рассказ режиссера о замысле спектакля, но может быть и общий разговор на эту тему.

Когда куклы готовы, актеры во главе с режиссером выходят в рабочую выгородку, в которой декорации и реквизит, их местоположение на ширме определяются с помощью подменных деталей. Надо отметить, что застольный период в театре кукол короче, чем в драматическом театре, так как только с куклой в руках, выясняя ее возможности, можно найти линию физических действий.

От того, как сделаны куклы, от выбранной для данного спектакля системы (перчаточные, тростевые, марионетки, и др.) зависит и возможность выражения каждого данного характера, способа физического существования персонажей, их походка, жестикуляция, манера говорить, в общем – рисунок образа.

Многие мизансцены, найденные в процессе работы на репетициях, будут меняться, уточняться, но многое, родившееся в этюдах, органично входит в ткань спектакля.

Не навязывая исполнителю своих интонаций, режиссер помогает найти нужные актерские приспособления, уточняя с исполнителями задачи для каждого момента роли.

Работа над мизансценами

Очень важно, работая над спектаклем, представлять себе сценическое пространство с куклами в той или иной сцене. Желательно даже схематично рисовать мизансцены каждого эпизода. Четко, верно найденная мизансцена облегчает понимание и восприятие спектакля.

Нужно всегда помнить, что театр кукол – искусство изобразительное, это "ожившая” скульптура на фоне пространственной живописи. Поэтому мизансцены каждого последующего эпизода и перехода не должны разрушать общей гармонии и равновесия, если только это не нужно для более эмоционального восприятия сцены.

Выделяют несколько основных, опорных мизансцен, которые являются определяющими в развитии действия, его поворотным моментом. В построении мизансцен важно помнить о композиции, рассмотрении декораций, кукол в различных ракурсах, учитывать их статику и динамику. В каждой сцене определяют соотношение главного и второстепенного, активного и пассивного.

В кукольном театре особое значение придается организации игрового пространства: расположению декораций, положению в них кукол (куклы должны быть хорошо видны, свободно существовать в пространстве сцены-ширмы).

В сценах, где одновременно действует сразу несколько кукол, надо найти наиболее выгодное их размещение. Действия кукол должны быть точными, выверенными, осмысленными. В массовых сценах надо сделать так, чтобы было понятно, какая кукла произносит текст (говорящая кукла движениями рук, головы, туловища подчеркивает наиболее значительные фразы, остальные – слушают).

Интересно и красиво найденные и построенные мизансцены являются важным выразительным средством спектакля. Хорошо, когда поиск мизансцен идет вместе с художником.

Выпуск спектакля

Спектакль репетируется по отдельным эпизодам, которые постепенно складываются в целостные картины. В картине отражены события, происходящие в одной декорации. Важно четко отработать переходы от одной картины к другой. От слаженной работы светового и музыкального оформления, перестановки декораций зависит весь ход спектакля.

Во время прогонных репетиций режиссер смотрит весь спектакль, не останавливая его. Он отмечает те места, которые требуют доработки.

Генеральные репетиции (их может быть несколько) назначаются, когда спектакль полностью готов, со всем музыкальным и световым оформлением.

Премьера – это радостное и волнующее событие для всех, кто принимал участие в постановке спектакля. Но и после премьеры эта работа не заканчивается. Реакция зрителей может внести в спектакль свои коррективы, изменения.

Важно сохранить трепетность, свежесть и непосредственность спектакля и во всех последующих выступлениях.

Как работать дальше

Вот поставлен первый спектакль. Как работать дальше?

Если работа не формальный акт, то еще до постановки первого спектакля, коллектив с руководителем выясняют, какие темы их волнуют, о чем бы хотелось поговорить со зрителем, на какую проблему обратить внимание.

Первым спектаклем может быть небольшая сказка для детей, затем коллектив может приступить к работе над более сложным и по форме и по теме спектаклем. Но нельзя забывать этюдную работу, упражнения с куклами и предметами, которые были еще на первом году занятий. Они усложняются, совершенствуются и, в результате, может сложиться целый спектакль, состоящий из отдельных номеров.

Главное, чтобы в коллективе не прекращалась творческая работа, поиск и эксперимент, так как именно это является основой существования любительского театра.

Дидактические материалы

При реализации программы используются:

​ литература для педагогов, детей и родителей;

​ альбомы с иллюстрациями;

​ подборка репертуара для постановочной работы: сборники пьес, сценарии, написанные и разработанные специально для постановки в студии;

​ нотный материал;

​ фонограммы музыкального оформления спектаклей студии;

​ звуковые и световые партитуры спектаклей из репертуара студии;

​ наглядные пособия для теоретического и практического изучения конструкций театральных кукол: образцы механики кукол, элементы конструкций, куклы различных систем;

​ видеоматериалы: видеозаписи спектаклей студии, записи спектаклей профессиональных и любительских театров кукол, фильмы об искусстве театров кукол;

​ фотоматериалы: фотографии фрагментов спектаклей студии, экспедиций, фестивалей, и т.д.

Материально-техническое оснащение программы

Для проведения занятий учебных групп необходимы:

​ зрительный зал со стационарным оборудованием и профессиональным техническим сопровождением;

​ репетиционное помещение и мастерская.

Кроме того, для хранения материальной части спектакля – кукол, декорационного оформления, костюмов, а также различных материалов и т.д., – помещение, оборудованное шкафами и стеллажами.

В мастерской должна быть проведена холодная и горячая вода и установлена раковина с кранами. Необходимо иметь удобные столы и стулья для работы. Если есть возможность – оборудуется специальная электроподводка и устанавливаются токарный и сверлильный станки.

Для художественно-оформительской работы необходимы инструменты и различные материалы:

​ электродрель;

​ электролобзик;

​ молотки, напильники, отвёртки;

​ тиски;

​ швейная машина, ножницы, иголки, булавки;

​ краски, растворители, кисти, ткани, нитки, клей, фанера, картон, рейки, гвозди, шурупы и другие материалы.

В мастерских необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности. Должна быть аптечка со средствами оказания первой помощи, а также, в соответствии с требованиями пожарной безопасности, обязательно наличие огнетушителя.

Репетиционное помещение, если есть возможность, оборудуется как миниатюрный зрительный зал с занавесом и специальным освещением, чтобы можно было показывать в этом помещении спектакли небольшому числу зрителей: отдельному классу, группе продлённого дня, и т.д.

Для учебной постановочной работы также необходимы:

​ куклы и бутафория к спектаклям студии;

​ ширмы для спектаклей и репетиционной работы;

​ элементы крепления декораций;

​ театральные костюмы;

​ фортепиано;

​ магнитофон;

​ музыкальный центр;

​ портативный усилитель звука с акустическими колонками;

​ воспроизводящая аппаратура для просмотра видеоматериалов;

​ портативная осветительная и проекционная техника для создания световых эффектов в спектаклях.

В процессе постановочной работы постепенно создаётся техническое оснащение спектаклей, входящих в репертуар студии.

Учебные спектакли студии показываются как на стационаре – в зале, оборудованном необходимой звуковой и световой аппаратурой, так и на выезде (для этого необходимо иметь портативную световую и звуковую аппаратуру).

Кадровое обеспечение

Так как театр кукол – это сочетание искусств, то ему необходимы:

​ режиссер, который задумывает спектакль и работает с актерами;

​ художник, который, отталкиваясь от идей режиссера, вместе с участниками коллектива, придумывает и изготавливает оформление и кукол;

​ концертмейстер, работающий с участниками над музыкальным оформлением спектаклей и программ.

Число педагогов дополнительного образования, выполняющих эти функции, зависит от количества групп, занимающихся по программе.

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

для обучающихся

1.​ Голдовский Б.П. Детская энциклопедия. Кукольный театр//Аргументы и факты, 1999, №4 - С. 60.

2.​ Давидовски М. Весёлые куклы. – М.: Внешсигма, 1998.

3.​ Дангворт Р., Гибсон Р. Домашний кукольный театр. – М., 1998.

4.​ Духанина Л.Н. Куклы и театр Фонд им. С.В. Образцова. - М., 2002.

5.​ Образцов С.В. Всю жизнь я играю в куклы…- М.: Время, 2001.

6.​ Образцов. С.В. По ступенькам памяти.- М.: Время, 2001.

7.​ Образцов. С.В. Моя кунсткамера. - М.: Детская литература, 1990.

8.​ Смирнова Н. И. И… оживают куклы. - М.: Детская литература, 1982.

9.​ Сперанский Е.В. Рассказ о четырех братцах. - М., 1972.

10.​ Юрина Н.Г. Куклы. - М.: Слово, 2002.

11.​ Журнал «Театр чудес».

для родителей

1.​ Медведева И.Я, Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей. Пьесы для театров кукол и семейного чтения.- М., 1994.

2.​ Медведева И.Я, Шишова Т.Л. Улыбка судьбы. Сборник пьес. Роли и характеры. – М.: Линка-Пресс, 2002.

для педагога

1.​ Academia Образцова. - М.: Дизайн Хаус, 2007.

2.​ Голдовский Б.П. Куклы. Энциклопедия. - М.: Время, 2004.

3.​ Голдовский Б.П. История драматургии театра кукол. – М., 2007.

4.​ Греф А.Э. Театр кукол. Методическое пособие//Я вхожу в мир искусств. - 2003. №3.

5.​ Деммени Е.С. Школьный кукольный театр. - Л.: Детгиз, 1960.

6.​ Деммени Е.С. Призвание – кукольник. - Л.: Искусство, 1986.

7.​ Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Театр кукол – дошкольникам. - М.: Просвещение, 1982.

8.​ Каранович А. Мои друзья куклы. - М.: Искусство, 1971.

9.​ Королев М.М. Искусство театра кукол. - Л.: Искусство, 1973.

10.​ Кружок театра кукол. - М.: Просвещение, 1967.

11.​ Луцкая Е.Л., Андриевич В. - М.: Советский художник, 1978.

12.​ Москалёв И.М. Ленора Шпет. Уроки театра и жизни. - М.: СТД РФ, ГАЦТК им. С.В.Образцова, 2005.

13.​ Музей театральных кукол ГАЦТК им. С.В.Образцова. - М., 2005.

14.​ Образцов С.В. Актер с куклой. - М.-Л.: Искусство, 1938.

15.​ Образцов С.В. Моя профессия. - М.: Искусство, 1981.

16.​ Образцов С.В. Эстафета искусств. - М.: Искусство, 1983.

17.​ Петров И.Ф. Театрализованные ярмарочные гуляния для детей. - М.: Владос, 2004.

18.​ Петров И.Ф. Театр предметных кукол. - М.: Владос, 2004.

19.​ Полякова О.И., Файнштейн Ф.З. Решения сценического пространства. Спектакли ГАЦТК.- М.: СТД РСФСР, 1988.

20.​ Родари Дж. Грамматика фантазии.- М.: Прогресс, 1978.

21.​ Симанович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. - Л.: Искусство, 1980.

22.​ Смирнова Н. И. Искусство играющих кукол.- М.: Искусство, 1983.

23.​ Советов В.М. Театральные куклы: технология изготовления. – СПб.: изд-во СПб. ГАТИ, 2007.

24.​ Соломоник И.Н. Традиционный театр кукол Востока. - М., 1983.

25.​ Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. Книга для учителя. - М., 1993.

26.​ Сперанский Е.В. Актер театра кукол.- М.: ВТО, 1965.

27.​ Сперанский Е. В. Повесть о странном жанре.- М.: ВТО, 1971.

28.​ Сперанский Е. В. В поисках «золотой нити». - М., 1994.

29.​ Сперанский Е.В., Луцкая Е.Л. Художник Борис Тузлуков.- М., 1983.

30.​ Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Вагриус, 2003.

31.​ Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Чехов М.А. О технике актёра. - М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2003.

32.​ Театр кукол зарубежных стран. - М.-Л.: Искусство, 1959.

33.​ Файнштейн Ф.З., Плотникова Е.А., Разбаш М.А. Программа детского самодеятельного театра кукол. //Театр и образование/ Сб. научных тр. – М.: РАО, НИИ художественного воспитания. 1992.-С.125-141.

34.​ Федотов А. Я. Секреты театра кукол. - М.: Искусство, 1963.

35.​ Что же такое театр кукол? Сборник статей. - М.: СТД РСФСР, 1990

36.​ .Что и как в театре кукол. Сборник статей. - М.: Искусство, 1969.

1 Кружок театра кукол /Под ред. Л.Г. Шпет. - М.: Просвещение, 1967; Греф. А.Э. Театр кукол. - М.: ВЦХТ, 2003.

Категория: Программы театра кукол | Добавил: defaultNick | Теги: ДЕТСКИЙ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР
Просмотров: 3115 | Загрузок: 365 | Рейтинг: 0.0/0